СМИ

"Вечерние новости", 24.11.2010г., 18:00, ТВ Хабар
Выставка «Великий Шелковый путь» открылась в Астане.

"Выставка «Великий Шелковый путь» открылась в Астане. Ее автор - известный казахстанский художник Есенгали Садырбаев - с помощью серии картин сумел показать колорит быта древних купцов Востока и Запада. Всего на выставке представлено двадцать пять работ, и каждое полотно как целая история. В них почти с фотографической точностью прописана атмосфера древних городов, показано настроение восточных базаров, гостеприимство и радушие номадов. Чтобы не упустить деталей, автору потребовались годы для изучения жизни казахстанских степей по рукописям и историческим документам. Панорамные изложения жизни древних кочевников завораживают масштабом и передачей перспективы. Они с легкостью могли бы заменить учебники по истории номадов, уверен автор.
Есенгали Садырбаев, автор выставки: «История Казахстана очень богатая, очень я яркая и многие страницы до сих пор остаются неизвестными широкому кругу зрителей. В основном здесь южные города. Возможно, существовали города и на севере и в центре Казахстана, поэтому я буду продолжать, если главное будет интерес у зрителей, я буду продолжать и доносить это зрителю».

Бектур КАДЫРОВ, "Казахстанская правда" 2010

"...Необычность новой экспозиции заключается в том, что на полотнах художника изображены только древние города, которых сейчас уже нет или на их месте стоят уже другие. Прежде чем приступить к работе, Е. Садырбаев изучал труды исследователей, архивные материалы, музейные экспозиции, рукописи средневековых путешественников, причем пристальное внимание уделял всем аспектам быта жителей: одежде, вооружению, ремеслам…

Все работы выдержаны в едином стиле, близки друг другу по колориту, передаче перспективы, композиции. В них преобладают легкие, светлые, охристые тона цвета кирпича-сырца, из которого города и возводились. По существу урбанистические виды – это сепия (именно так и называются картины, выполненные в желто-глинистых тонах), и они стали фоном для жанровых сцен на переднем плане. Мечети, минареты, жилые здания, дворцы – все изображено в легкой дымке знойного марева, и только крепостные стены, крытые торговые галереи, приближенные к зрителю, выписаны более «тяжелым» цветом.

Оживляют картины сцены из городской жизни: полным ходом идет торговля, ремесленники – кузнецы и гончары – на глазах у всех изготавливают свои изделия, танцует уличный артист, играют музыканты, любопытные детишки таращат глазенки на эти представления, восхищенно озираются заморские гости (их легко определить по «не нашей» одежде), подвозит мелкие товары ослик, на коне верхом пробирается сквозь толпу состоятельный горожанин, величественно поглядывает свысока на людскую суету верблюд-нар, отчаянно торгуется небогатый покупатель…

Тщательно выписаны наряды персонажей – от простого халата дехканина до пышных одежд богача и строгого облачения служителя культа. Женщин присутствует немного, однако так оно было в мусульманских странах – не слишком часто они появлялись в людных местах. И все же надо знать вольнолюбие и гордость казашек – все они на полотнах без чадры или паранджи, а наряды их дерзко-ярки – ни тени боязливости.

Не менее скрупулезно выписаны товары: ковры и меха, фрукты и бахчевые, ловчие птицы и павлины, заморские ткани и посуда, оружие и защитное снаряжение. Даже уздечки и седла на ишаках, конях и верблюдах можно разглядывать подолгу. Есть и экзотика – ирбис, снежный барс прямо посреди торговой площади, удерживаемый цепями. Художник обыгрывает и названия городов: в Сюткенте самый ходовой товар – молоко и молокопродукты, в Илибалыке – рыба из Или, в Саудакенте – самая оживленная торговля (сауда). Это и есть знаменитые восточные базары.

Но не только документальной точностью отличаются работы Есенгали Садырбаева. В них есть настроение, индивидуальность, эксклюзивность города, а пестрота одежд и товаров создают эффект праздника, веселого карнавала. Не напрасно художник дополнил урбанистиче­ские пейзажи жанровыми сценами: «Прибытие каравана» – это радостное событие для жителей, которые встречают вереницы верблюдов и лошадей еще у городских стен, и в первых рядах – нищие, рассчитывающие если не на подаяние, то хотя бы на временную работу в помощь торговцам. А «Утро на базаре» – это уже настоящий карнавал! Еще только распаковываются и раскладываются диковинные товары, а у покупателей уже блестят глаза, и деньги сами позвякивают в мошнах.

Занимательны, познавательны все 25 полотен, которые уже сейчас можно включить в школьные учебники истории или пособия по этнографии, сильное производят впечатление, а главное – они убедительны: художник нашел верный тон повествования, и мало у кого сложится альтернативное представление о древних городах на Великом шелковом пути.

Художник дополнил выставку изображениями карты Казахстана с точным указанием месторасположения этих городов, а также страницами из рукописей средневековых путешественников – Ибн-Батута, Марко Поло, Плано Карпини и других."

В художественном салоне “Онер” представлена выставка художника Есенгали Садырбаева.Есенгали Садырбаев подходит с основательностью к вопросу реставрации отдельных аспектов истории. В сфере его художественных интересов - история Шелкового пути, развития средневековых городов с их караван-сараями, шумными базарами, национальными празднествами, ритуалами и обрядами. Это реальная жизнь, бурлившая на территории средневековой Алматы, которая по каким-то причинам замерла на какое-то время, чтобы восстать через определенное время в новом качестве.
Для художника важна объективность воссоздания той исторической атмосферы, когда народы, населявшие эти земли и прибывавшие сюда со своими товарами, представляли собой пеструю разноликую этническую картину. Для достижения убедительности автор проделал большую предварительную работу - объездил восточные города Казахстана, Средней Азии, где через объектив фотоаппарата фиксировал редкие теперь уже сцены этнографического быта, “отслеживал” важных для него колоритных персонажей, близких к искомому восточному типажу, отыскивал знаковые детали народного ремесла.
В результате он создал сложные многофигурные композиции с притягательным экзотическим налетом. Ему вполне удается передача типичного южного пейзажа с ощутимым палящим зноем, густым тяжелым маревом, исходящим от нагретого песка, силуэтами восточных храмов, караван-сараев, дувалов, глиняных мазанок... Зритель как бы воочию слышит гул разноголосой толпы, с азартом скупающей или продающей диковинные восточные товары - ковры, пряности и сладости, рукотворную посуду и украшения... Здесь же вездесущая детвора, диалоги умудренных старцев, праздных зевак, силуэты утомленных длительной дорогой животных - коней 

и верблюдов, известных своей выносливостью осликов. И такой “многонаселенности” картин не мешает и тщательная проработка всевозможных деталей, характеризующих эпоху.
Есенгали с особым пристрастием изображает лошадей во многих ипостасях, что выдает его генетическую предопределенность. В его трактовке - это и прекрасный скакун в богатом убранстве, с великолепным султаном, венчающим его статную голову. Боевой конь - незаменимый помощник в схватках для своего воинственного хозяина, конь - труженик на джайляу, конь - соавтор охотничьей добычи и конь - победитель национальных скачек. Художник владеет мастерством реалистической передачи любого объекта, ибо постоянно занят задачей трансформирования истории в предметно-осязаемую, достоверную форму. . Мария Жумагулова

Художник воссоздал древние города Шелкового пути

“Великий Шелковый путь - картины далеких событий” - так называется выставка Есенгали Садырбаева, открытие которой состоялось в среду в галерее “ОЮ”.

Экспозиция представляет собой колоритную и масштабную серию живописных полотен. Весь цикл состоит из 22 картин одного формата, в сюжетах которых разворачиваются пестрые и разнообразные сценки из истории Шелкового пути. Автор со скрупулезным вниманием к историческим деталям воссоздает и дополняет своим воображением древние города, некогда процветавшие на путях караванных дорог. В процессе работы были использованы научные труды 

историков, археологов, летописи авторов XIII века, музейные архивы. Для более широкого охвата темы представлены также картины, изображающие торговые улицы Японии, Кореи, Китая, Мерва и Венеции тех времен.

“К истории я пришел постепенно. Считаю, что 10-11 век - это был ренессанс восточной культуры, самый пик развития, когда на высоком уровне были экономика, политика, производственные отношения,  культура”, - рассказал Панораме г-н САДЫРБАЕВ. История так сильно его заинтересовала, что он захотел ее отобразить на холсте. В работах художника оживают перед глазами картины шумного восточного базара. Индийские купцы дают на сдачу связки кораллов, в другом месте идут представления музыкантов и танцоров, акробатов и мимов. В китайском ряду помимо шелка - фарфор, целебные снадобья. В византийском - дорогие бархат и пурпур, серебро и парча. Тут же живые слоны и обезьяны, экзотические птицы, змеи, танцующие под звуки флейты. Местные мастера выставили на продажу изделия из войлока, кости, дерева, металла, шкуры, выделанные как атлас, цветное туркестанское стекло, ювелирные изделия. Особое место отведено продаже скота - истинного богатства кочевых народов. Большим спросом в заморских странах пользовался каракуль самых разнообразных оттенков - от серебристых, черных и золотистых до беломраморных.

Сочетая собственное воображение с исторически достоверными данными, автор развернул широкую художественную панораму путешествия по Великому Шелковому пути. Кстати, художник изобразил не только известные древние города, такие как Баласагун, Отрар, Тараз, но и те, которые только раскапываются археологами, - Койлык, Тальхир, Сюткент и другие.

“В этой работе я опирался на научные достижения, брал материалы у археологов и ученых-историков, причем даже те, которые еще не вышли в массовых изданиях. Многие труды я изучал самостоятельно в библиотеке. Меня интересовали детали, например, в какой одежде ходили в то время люди, чем торговали, и так далее. Поэтому сюжет картин достаточно точно приближен к реалиям”,- отметил г-н Садырбаев.

В планах художника в скором времени представить публике серию пейзажей, в которых будут отражены все региона Казахстана.

Зарина АБДЕНОВА "Панорама"

Кочевала тучка золотая

№ 112 (16260) от 23.06.2007
Марина Климова, Алматы

Создавая пейзаж, думайте о человеке, создавая человека, думайте о пейзаже. Это девиз для настоящего художника.

В Алматы с блеском прошла персональная выставка пейзажиста Есенгали Садырбаева "Весь Казахстан". На экспозиции были представлены лучшие полотна. Выставка показала всю красоту и многообразие природы нашего края. Песчаные барханы, бескрайние степи с волнующимися травами, снежные шапки гор, волны моря, прозрачная глубь озер - все это наш Казахстан.
Талантливая кисть Есенгали Садырбаева удивительно точно передает богатство местных ландшафтов, открывает скромную, незаметную, но чарующую красоту самых обычных уголков природы.
Есенгали Садырбаев - член Казахстанской ассоциации художников, его полотна выставлялись на многочисленных выставках. Его пейзажи - это весомый вклад в государственную программу "Культурное наследие".
Художник известен не только как пейзажист. В 2004 году он активно работал над художественным оформлением книги Ильяса Есенберлина "Кочевники". Зрелый, состоявшийся мастер является продолжателем казахстанской реалистической школы живописи. Его основные предпочтения - пейзаж или сюжеты на исторические темы.
Работая в "Казмузейреставрации", Есенгали побывал во всех уголках нашей республики. И всегда брал с собой этюдник, карандаши и кисти. В деловых поездках и командировках он писал этюды, которые позже перевоплощались в станковые картины - "Вечер на Балхаше", "Чарын", "На берегу Каспия" и многие другие.
Есенгали Садырбаев в своих работах стремится достичь гармонии природы и человека. Он уверен, что в ближайшее время люди одумаются и начнут относиться к родному краю с любовью и заботой. Художнику близка идея единства всего живого на Земле. Он мечтает о том, чтобы вся окружающая нас природа была так же прекрасна, как те уголки, которые он выбирает для своих полотен.

24.05.2007 / 16:54

Надеюсь, мои картины пробудят интерес к родной земле - художник Есенгали Садырбаев

АЛМАТЫ. 24 мая. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ – «Пейзаж - любимый жанр в творчестве. Мой этюдник сопровождает меня во всех поездках по родной стране. За годы работы зародился целый цикл, который я представляю зрителям», - сказал сегодня в Алматы в Центральном государственном музее РК на открытии своей персональной выставки «Весь Казахстан» художник Есенгали Садырбаев, сообщает корреспондент Казинформа. Е. Садырбаев окончил Алматинское художественное училище имени Н. В. Гоголя и Казахский государственный педагогический университет им. Абая. В 2004 году работал над оформлением книги «Кочевники» И. Есенберлина. Художник ? участник многочисленных выставок, член Казахстанской ассоциации художников, его работы находятся в музеях страны и в частных коллекциях за рубежом. Картины мастера преподнесены в дар мэру Антальи, представителям оргкомитета Олимпиады в Афинах. По словам художника, его картины ?визитная карточка Казахстана, который имеет неповторимую природу. «В нашей стране есть нетронутые уголки природы, где можно развивать экологический туризм. Надеюсь, что мои работы пробудят интерес к родной земле», - сказал Е. Садырбаев. Это седьмая персональная выставка, на которой выставлено более 30 картин. Каждой из области Казахстана мастер посвятил две-три картины. «Наша природа многолика, у нас есть не только горы, у нас прекрасны и степи. Степь можно писать бесконечно. Экспозиция не только художественная, но и познавательно-историческая, географическая. Многие достопримечательности страны носят тюркские корни, и, когда пишешь картины, проникаешься древней историей этого края», - сказал художник. Работая в АО «Казмузейреставрация», Е. Садырбаев объездил всю страну. Этюды, написанные в этих поездках, воплотились в станковые картины «Алтай: долина реки Бухтармы», «Вечер на Балхаше», «Чарын», «Чуйская долина», «Сырдарья», «На берегу Каспия», 

директор галереи «ОЮ»,  профессор, заслуженный деятель РК  Гульмира Шалабаева:

- Прежде всего поражает, конечно, масштабность замысла. Впервые написаны картины древних казахских городов времени Великового Шелкового Пути. Картины выполнены в классическом реалистическом стиле. Они очень сложные, потому что каждая из работ многоплановая, сюжетная и многофигурная. Это очень скрупулезная, тонкая, тщательная работа. В каждой картине очень много действующих лиц, и художник попытался каждый персонаж прописать достоверно, в деталях: халаты, головные уборы, узоры и различные орнаменты. Все в работах автора должно было соответствовать действительности, каждая мелочь важна и заметна - украшения, конская упряжь, предметы быта, посуда и так далее. Все правдиво исторически. Это и есть то, к чему стремился автор в первую очередь. И, конечно, работы выполнены мастерски с художественной точки зрения. Здесь и игра света, красок, хорошо передана атмосфера этих древних городов, оазисов, которые стояли на караванных путях. Каждая картина здесь - это рассказ о каком-либо городе, особая история, ситуация, настроение. Все очень мелко и детально прописано, но можно различить даже выражение лиц персонажей. И создается ощущение присутствия, как будто ты сам побывал там, соприкоснулся с тем древним миром - настолько все достоверно. И в этом, я считаю, мастерство художника Есенгали Садырбаева. Работы уникальны именно своей правильностью, точностью написания, передачей перспективы и настроения, масштабом. Автор ничего не упустил. Кроме того, чувствуется глубокий интерес к истории. Я думаю, что художник очень одарен, у него большое будущее, и работы безусловно имеют большую культурную ценность.

«Новое

 

 

22 октября 2008 |
Тулеген БАЙТУКЕНОВ

"...Художник Есенгали САДЫРБАЕВ  пишет ту самую живопись, которую искусствоведы воспринимают как исторически-исследовательскую.Никто не попрекнет автора в исторической недостоверности, поскольку каждая, самая мелкая деталь соответствует как духу, так и букве времени. Это не просто слова - у Есенгали есть ученый-консультант, известный археолог.

Правда легко не дается. Картину “Ритуальные обряды казахского Алтая” размером два на три метра Есенгали писал два года


Эта работа вошла в Книгу рекордов Казахстана как самое многофигурное полотно. На холсте изображено 300 человек, ..

Поколение». Культура. 17 ноября 2006г.

Газета "Время"

 


 

Вернуться назад